вторник, 18 ноября 2008 г.

Рефлексия модуля 1. Тренинг

Уважаемые коллеги! Вы закончили обучение по Модулю 1. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

  1. Что было самым интересным в Модуле 1?
  2. Что было самым сложным в Модуле 1?
  3. Какую новую информацию по функциям и задачам Вашей целевой группы удалось найти в Интернет, в результате обсуждения с коллегами по учебной группе?
  4. Какие задачи занятия помогло эффективно и полно решить совместное обсуждение в Интернет?

15 комментариев:

Иван комментирует...

1. Работа с документами гугл! Оказывается это так просто!!! А как перспективно (в плане совместной работы)!
2. Наверно понять, что я не могу четко сформулировать для себя задачи психолога по работе с родителями (не выносить же в качестве задачи Просвещение...).
3.4. Отвечу позже...

Светлана комментирует...

Добрый день или вечер, уважаемые коллеги! Мне всегда интересно обобщать опыт работы, поэтому анализ задач деятельности психолога с участниками образовательного процесса сделала с удовольствием и без особых проблем.Конечно, указала не всё, но в моей практической деятельности указанного больше всего. Возможно, слишком по книжному... Очень обидно, что не смогла поучаствовать в чате. К сожалению, это время для меня неприемлемо (кроме понедельника и субботы) из - за работы, личного доступа к Интернету на рабочем месте не имею.Возможно ли проведение двух этапов чата - утром и вечером? Хочется поучаствовать и в таком виде деятельности.

galsvanidze комментирует...

Я пытаюсь увлечь работой с сервисами Гугла своих коллег, классных руководителей, объясняя , что к работе в блогах можно привлечь детей и их родителей, есть уже педагоги которые хотели бы овладеть этими знаниями. Как замечательно бы было работать всем вместе!
2. Я бы хотела, чтобы мои знания приобрели "стройную систему", узнать как работают коллеги. Я несколько раз предлагала в своем городе создать МО социальных педагогов, но воз и ныне там.
Все новое всегда трудно пробивается, приживается, принимается, осваивается.
Социальные педагоги в основном работают с категориями , которые находятся в социально-опасном положении. И с ними наладить общение через социальную сеть практически невозможно. Зато мы можем помочь друг другу.

Валентина комментирует...

Работа по созданию анкеты и статей. Больше обрадовала возможность обработки анкет.
Ориентировка в структуре многих вкладок. Быстрый доступ продукта к потребителям нас вдохновил и погрузил в слой ответственности.
Эффективным мы считаем возможность работы в сообществе в принципе. Спасибо всем авторам и нашим тьюторам и координаторам

Валентина комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
OVZ комментирует...

Приветствую всех участников группы!

К сожалению, мы присоединились поздно, и пропустили много интересного :(. Конечно, охватить широкие массы учителей, учеников и родителей и привлечь их к совместной деятельности в сети довольно сложно. И процесс это требует времени. Но тем не менее первые шаги в этом направлении уже делаются. Создаются странички психологов на сайтах школ. Родители и ученики имеют возможность и на форуме школы у психологов консультацию получить. У Маргариты Александровны Федосовой есть опыт общения с родителями в скайпе. и тот факт, что сеть возможность сотрудничества с коллегами из других регионов нашей страны тоже очень радует :)

Александр Лобок комментирует...

Честно говоря, пока смущает то, что сетевые взаимодействия между педагогами и между психологами строятся пока преимущественно на информационной основе. Сеть рассматривается как источник полезной информации, которую можно оттуда извлечь или которой можно в сети обменяться.
А как сделать так, чтобы социальная сеть стала не информационной, а деятельностной? Чтобы в сети происходило нечто большее, чем просто обмен мнениями и информацией. Чтобы сеть была СОДЕРЖАТЕЛЬНО увлекательной, чтобы она самим содержанием заставляла спорить и рефлексировать?

Мне кажется, это в значительной степени вопрос установки, с которой мы входим в социальную сеть.
Сеть - это источник информации или пространство нашей самоактуализации (а, значит, пространство возможного диалога?
Понятно, что и то, и другое. Но на чем мы ставим акцент?

Очень благодарен Ивану за его слова "я не могу четко сформулировать для себя задачи психолога по работе с родителями".

А то слишком часто мы оказываемся в капканах нами же "четко сформулированных задач".
Вся фишка заключается в том, что реальая жизнь и реальное профессиональное бытие психолога в этой жизни неизмерио сложнее и богаче зарнее придуманных нами "четко сформулированных задач". Потому что человек - это существо, которое по своей сути плохо умещается в "четко сформулированные задачи". И если профессиональный психолог это понимает, это уже хорошо.

О.Петрова комментирует...

Спасибо, Александр за интересные идеи и за поднятые проблемы.

Особенно "как сделать так, чтобы социальная сеть стала не информационной, а деятельностной? Чтобы в сети происходило нечто большее, чем просто обмен мнениями и информацией. Чтобы сеть была СОДЕРЖАТЕЛЬНО увлекательной, чтобы она самим содержанием заставляла спорить и рефлексировать?"

Согласна, самое важное - деятельность, ведь в результате присваиваются знания, усваиваются способы деятельности.

Что на Ваш взгляд можно предложить для сообщества? Для взаимодействия психолога и родителей? психолога и школьников? психолога и педагогов?

Наталья комментирует...

Самым интересным было знакомство с основными направлениями и задачами деятельности педагога-психолога. В нашей школе нет подобного специалиста. Как правило, у учителя очень низкий уровень психологических знаний и умений. Приходится повышать свою квалификацию не только как предметнику, но и в психологическом аспекте. Лишний раз убедилась в необходимости психолога в образовательном процессе и поразилась огромной сфере его деятельности.
Самым сложным оказалось разработка анкеты в содержательном плане. К сожалению, не поняла задания. Надо было разработать анкету по изучению перечня потребностей участников образовательного процесса во взаимодействии с педагогом-психологом?
Новой информацией для меня явился обширный перечень функциональных обязанностей педагога-психолога. Поняла, что для эффективной работы школы, одного психолога мало, должна быть психологическая служба. И при повышении квалификации учителей необходимо рассматривать вопросы психологического сопровождения учебного процесса не формально и в лекционных условиях, а в достаточных объемах, используя активные формы и методы работы. Кроме того, новым явилось работа в Анкетере.
Совместное обсуждение позволило структурировать и развести ряд направлений деятельности педагога-психолога, расставить акценты в многообразии его обязанностей.

Александр Лобок комментирует...

Хочу отнестись к сказанному Натальей. "Лишний раз убедилась в необходимости психолога в образовательном процессе и поразилась огромной сфере его деятельности".
Но ведь в этом-то и есть огромная опасность! От психолога ждут буквально безразмерной деятельности. Он должен и то, и другое, и третье - но это же абсурд. Психолог не безразмерен и не может покрыть своим телом все шкоьные проблемы. Более того, чем более широкий круг проблем он пытается покрыть, тем менее глубоко и профессионально он вынужден это делать. И в этом, на мой взгляд, состоит самый серьезный риск работы психолога в школе. От него требуеют невозможногО. Фактически - чудес. А он всего лишь человек с весьма ограниченными временными и личностными ресурсами.
И даже когда в школе создается целая психологическая служба (что, конечно, правильно), то и эта служба заведомо не сможет "покрыть" все.
В чем же выход? Только в одном. Психолог может быть по-настоящему эффективен и продуктивен только тогда, когда он будет иметь право на четкую локализацию своих усилий и действий. Когда психолог сам разрабатывает и обосновывает программу и траекторию своей деятельности и когда никто не пытается взвалить на его плечи заведомо непосильный труд. Школе нужно что - реальная психологическая работа или заведомая халтура? А если работа, то школа должна понимать, насколько ТРУДОЕМКОЙ является работа психолога, насколько кропотлив и подробен должен быть его труд. А это заведомо означает, что работать со всем школьным контингентом - невозможно, работать со всей школьной проблематикой - невозможно.
Есть жесткий закон: чем уже круг проблем, над которыми работает школьный психолог, тем выше его профессионализм; чем с меньшим количеством педагогов и детей он проводит консультации - тем выше эффективность этих консультаций и выше эффективность психологического сопровождения.

Но этого совершенно не понимают школы, в которых доминирует количественный подход.
И оттого хорошие педагоги-психологи, конечно же, бегут из школы.
И это самая острая проблема.

И выход из этого только один: школьный психолог должен обладать абсолютным и безусловным правом на определение границ своей деятельности.

Но я отчетливо понимаю, что в условиях существующей управленческой вертикали и психологической неграмотности управленцев это - утопия.

А это значит, что не для психологов надо проводить психологические курсы, а для управленцев - по поводу того, в чем может и должна состоять работа психолога. Надо медленно прочищать мозги на предмет того, что психолог - это вовсе не волшебная отмычка для всего.

Осипова Наталья комментирует...

Добрый день! Хотелось бы оставить комментарий на очень эмоциональное, но, тем не менее, не лишенное смысла высказывание Александра. На самом деле сфера деятельности школьного психолога очень широка. Но, выполняя задание по составлению списка задач, которые психолог должен решать в работе с детьми, родителями и коллегами, мы создавали избыточный список, включающий в себя все многообразие проблем, которые школьный психолог может решать в рамках образовательного учреждения. Избыточный список тем и хорош, что из него можно выбирать! Другое дело, что в реальности редкий психолог может позволить себе выбирать и выполнять только тот функционал, который ему больше нравится или лучше получается. Здесь есть проблемы... И их решение во многом зависит от того, смогут ли психолог и администрация школы найти приемлемое решение и пойти на компромисс. На самом деле очень велико желание администрации свалить на психолога весь массив работы, прописанной в функциональных обязанностях школьных психологов. Это привлекает еще и тем, что в последствии многие проблемы можно «свалить» на плохую работу психолога. Пока это так!...

Елена комментирует...

Уважаемые коллеги! Я оказалась самой "отстающей". Включилась в работу только в субботу вечером (очень жаль!). Надеюсь, что буду "услышана" хотябы организаторами тренинга.
А теперь, про Модуль 1: формулируя цели и задачи, я смогла переступить себя и озвучить свои собственные проблемы в части "работа с родителями" и "работа с коллегами". За это - спасибо! Замечательно, что в сети можно высказать самое сокровенное без слез, не стыдясь (ведь их никто не видит!!!). Такой способ поиска ответов на свои вопросы оказывается самым щадящим. Спасибо за то, что вы помогли это понять.

Медведев А.С. комментирует...

Достаточно интересно!
Подобная работа позволяет по-новому взглянуть на собственную деятельность и по-новому подойти к осознанию и осмыслению постановки целей и задач.
«Одна голова хорошо, а две лучше!»
Очень полезно оказалось знакомство с ресурсами сервера Anketer.ru и Google.com. Единственно, несколько огорчают ограничения, введенные сервисом Anketer.ru.
Говорят, что насильно мил не будешь, но иногда принудительность
и толкает к привлекательности и желаниям.
Я раньше слышал об этих сервисах, но все никак не мог обратиться к ним (в виду нежелания разбираться и незнания предоставляемых функций).
Данный тренинг столкнул с необходимостью обращения к этим ресурсам, за что я очень ПРИЗНАТЕЛЕН организаторам!!!
Теперь начну активное освоение и в дальнейшем использование данных ресурсов.
Изобилие поставленных задач педагога - психолога в образовательном процессе, которые выделяют коллеги, с одной стороны - повергают в ужас от мысли нереальности их реализации, с другой - не могут не радовать, по причине того, что в деятельности педагога - психолога еще не основалась шаблонность.
В теории это выглядит необъятно и объемно. На практике же получается так, что приходится прибегать лишь к реализации небольшого количества задач, ведь для каждого заведения актуален свой набор задач, который естественно, обуславливается, например, социально-экономическим благополучием района и контингента учащихся, их родителей и рабочего персонала.
Отрадно отмечать, что все задачи (как в работе с учащимися и их родителей, так и в работе с сотрудниками образовательного учреждения) направлены на одру общую цель- РАЗВИТИЕ!!!

Вера комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Вера комментирует...

Давно не работала с документами гугл, параллельно с тренингом представилась возможность их использования (спасибо, что напомнили, появилось много новых идей). Удалось заинтересовать коллег-педагогов.
2. Не очень понравился Анкетер, поздно заметила ограничения в количестве вопросов (не люблю читать инструкции, предпочитаю разбираться в возможностях сервисов сама), поэтому первую анкету пришлось значительно сократить, хотя...
Психологом в школе не работаю уже несколько лет, но часто приходиться консультировать молодых специалистов, самые распространенные вопросы: должностные обязанности, задачи психолога работающего в образовательном учреждении и что делать с родителями.
Теперь можно дать им ссылку на сообщество. Всем спасибо.