воскресенье, 16 ноября 2008 г.

Нужны ли нам сообщества психологов образования?

Уважаемые коллеги! Уже есть рабочие сообщества психологов образования (например, на портале www.it-n.ru), которые успешно функционируют. Нужны ли нам ещё профессиональные сообщества? Может быть "чем больше - тем лучше"? Чем они должны отличаться друг от друга? Сообщество какого направления и проблематики привлекло бы Вас лично? Ждём Ваших идей!

3 комментария:

galsvanidze комментирует...

Я тоже зарегистрирована в "Сети творческих учителей", но редко бываю, так как не очень удобный интерфейс портала, общаться сложновато, но информацией пользуюсь.

Александр Лобок комментирует...

То, что сообщества (и в том числе сообщества психологов образования) нужны - кто ж с этим спорит. Вопрос только в том, на какой предметности, по поводу чего могут эти сообщества возникать. Так, чтобы это были реальные сообщества людей, которые испытывают потребность во взаимной коммуникации. Однако чаще всего встречаешься с более или менее тяжеловесными порталами, которые настолько перегружены всякого рода информацией, что вступать в какой-то живой "сообщнический" контакт как-то и не хочется. И оттого форумы на этих порталах в общем и в целом мертвые. Нет драйва, нет интриги, нет человеческой страсти - а без этого какое же сообщество?
Человек, забредающий на эти ресурсы тонет в "неограниченных воможностях", но он плохо понимает, где там может притулиться его "Я".
А ведь сообщество - это обязательно встреча разных "Я". Встреча разных субъектностей и позиций, у которых при том есть диалогический ресурс. То есть есть способность быть интересными для других и есть способность вступать в продуктивный диалог с другими интересностями.

Иными словами, реальные профессиональные сетевые сообщества могут быть только камерными - это должны быть сообщества НЕКОТОРЫХ людей, нашедших друг друга как значимых собеседников в этом бескрайнем профессиональном мире.
Ведь самом слово "сообщество" - это очень человеческое, очень теплое, очень домашнее слово. Сообщество - это относительно небольшое пространство, в котором некоторое количество людей нашли друг друга. И оттого такие сообщества не могут создаваться "сверху" - только снизу.

В этом смысле реплика
galsvanidze показательна и типична: мы с любопытством заглядываем на те или иные сетевые ресурсы, в том числе, с надеждой найти каких-то "братьев по разуму" и наладить с ними какой-то живой человеческий контакт. Но утопаем в объективированной информации, в которой "ничего личного". А хочется личного, субъективного, переживательного.

Таким образом, вопрос дожен ставиться в немного откорректированной форме: в какой мере существующие сетевые ресурсы предоставляют возможности для возникновения живых МИКРОсообществ. А это не вопрос "направлений" и "проблематики". Это вопрос возможности человеческих встреч.
То, что, кстати, и возникает в блогосфере.
Вот, я написал некий текст, кто-то его услышал, почувствовал в моем способе мышления, в моей субъективности что-то близкое и важное для себя, и он приходит на мой блог, чтобы продолжить внутренний диалог там. А уж по какой проблематике и по каким направлениям будет строиться там наше общения - это заранее не предскажешь.

Медведев А.С. комментирует...

Сетевые сообщества не просто нужны - они необходимы!
Психология образования - достаточно молодое направление и не всеми понимаемое, а уж тем более принимаемое.
Вспомните как вводилась должность педагог - психолог...
Многие директора и на сегодняшний момент держат психологов в своем образовательном учреждении лишь для отчетности и сбора информации на различные конкурсы и нац.проекты.
Сообщество школьных психологов нужно, в первую очередь, для того, чтоб молодые специалисты могли учится на ошибках других и получали опыт ведения психологической деятельности от более "матерых" специалистов.
Во вторых, сетевое сообщество педагогов-психологов может существовать как интервизорская деятельность, чтоб не войти в шаблонное выполнение психологического сопровождения. Ибо психология - наука о человеческой душе. На наших глазах меняются идеалы, ценности и установки...
Конечно, здесь сразу же возникнут НО... и ЕСЛИ...
Сколько людей - столько и мнений.
Наверное, участники любого сообщества и должны задавать тематику. Личные высказывания и личное отношение к проблемам образования и пути их решения, основанные на личных ощущениях и личном мнении - это конечно же цепляет(заставляет думать и эмоционально реагировать). Но мы не должны забывать что - психология это все же наука, а не вера...
Поэтому наличие в сообществе экспертного супервизора (а лучше несколько) - вот что, лично меня, привлекло бы к данному сообществу.